Лечение болезни Боуэна в Израиле

Лечение болезни Боуэна в ИзраилеБолезнь Боуэна (код по МКБ — 10:D04.9) – редкое заболевание, поражающее верхний слой кожи – эпидермис. Это состояние считается предраковым, т.к. примерно в 10% случаев оно может переродиться в плоскоклеточный рак кожи. Заболевание получило название по фамилии дерматолога Дж.Т.Боуэна, который впервые описал его в 1912 году.

Болезнь Боэуна чаще всего диагностируется у пожилых людей. Ее причины точно неизвестны. Основной фактор риска – длительное воздействие ультрафиолетовых лучей и перенесенные в течение жизни солнечные ожоги. Еще один фактор риска – заражение некоторыми видами вируса папилломы человека (ВПЧ). Болезнью чаще страдают и те люди, которые вынуждены принимать лекарства, подавляющие иммунную систему. С развитием болезни Боуэна связаны препараты мышьяка.

Симптомы

Вначале на коже больного появляется пятно красно-коричневого цвета, которое не исчезает и растет с течением времени. Обычно диаметр пятна составляет меньше 1 см, но иногда он может достигать нескольких сантиметров.

Чаще всего пациент на начальных стадиях заболевания не ощущает дискомфорта и заболевание может быть обнаружено случайно – самим больным или дерматологом во время планового осмотра. Однако в некоторых случаях пораженная кожа может кровоточить, из нее может выделяться гной. Иногда пациент ощущает зуд в области пятна.

Как правило, у больных возникает единственный очаг поражения, но в некоторых случаях таких очагов может быть несколько. В большинстве случаев болезнь поражает участки кожи, часто подвергающиеся воздействию солнечных лучей, но иногда пятна обнаруживаются на закрытых участках тела. Чаще образования возникают на голенях, несколько реже – на голове, шее, ладонях, подошвах и гениталиях.

Первый признак злокачественного перерождения пятна при болезни Боуэна – появление болезненного уплотнения в виде узелка. Уплотнение изъязвляется и кровоточит.

Диагностика

Диагностировать болезнь Боуэна бывает непросто, т.к. ее симптомы похожи на проявления множества других кожных заболеваний, прежде всего экземы и псориаза. Заболевание часто путают с другими видами рака кожи (например, базалиомой), актиническим или себорейным кератозом, красным плоским лишаем и т.п. Поэтому при диагностике очень важен опыт дерматолога и патолога.

• Осмотр дерматолога

Во время приема доктор обращает внимание на симптомы, характерные для болезни Боуэна, в том числе на внешний вид образования. Во время беседы с больным врач выясняет, имеются ли у него факторы риска развития заболевания, например солнечные ожоги в прошлом.

• Биопсия

Во время осмотра дерматолог берет образец ткани с подозрительного участка кожи. При этом в образец входят и глубинные слои кожи: это позволяет отличить предраковое состояние от инвазивного рака кожи. Взятый образец изучается под микроскопом. Это исследование позволяет с высокой точностью поставить диагноз и отличить болезнь Боуэна от других кожных патологий.

[URIS id=17253]

• Бдительное ожидание

Поскольку болезнь Боуэна далеко не всегда становится причиной злокачественной опухоли, израильские врачи могут выбрать тактику бдительного ожидания. Она предполагает, что пациент регулярно проходит обследование, а лечение начинается лишь в том случае, если заболевание начинает прогрессировать и появляются признаки раковой опухоли.

• Местная химиотерапия

Для удаления опухоли могут быть использованы кремы или мази с химиопрепаратами 5-фторурацилом или имиквимодом. Средство наносится на кожу в пораженной области 1-2 раза в день. Курс длится 3-4 недели. При рецидиве заболевания лечение можно повторить.

• Криотерапия

Лечение представляет собой прижигание опухоли жидким азотом, который имеет очень низкую температуру. В результате происходит некроз (отмирание) пораженной ткани.

Криотерапия при болезни Боуэна в Израиле

• Кюретаж

Процедура представляет собой соскабливание пораженной ткани с помощью специального инструмента. Лечение проводится амбулаторно под местной анестезией. Оно является менее болезненным, чем криотерапия.

• Хирургическая операция

В некоторых случаях пораженный участок эпидермиса удаляется с помощью хирургической операции. После ее выполнения на кожу накладываются швы. Иногда при болезни Боуэна выполняется микрографическая операция по методу Моса: ткани удаляются послойно и немедленно изучаются под микроскопом.

• Фотодинамическая терапия

Лечение использует специальные светочувствительные вещества – фотосенсибилизаторы, которые вводятся в организм пациента. Эти вещества усиленно поглощаются опухолевыми клетками. Через некоторое время выполняется облучение опухоли светом с определенной длиной волны. Фотосенсибилизаторы выделяют токсины, что приводит в гибели опухолевых тканей.

Риск рецидивов после лечения болезни Боуэна составляет около 10%. В подавляющем большинстве случаев у пациентов не развивается рак кожи и происходит полное выздоровление.

Статью проверил(а): Доктор Эли Шпрехер

Статья обновлена: 23 февраля, 2024